Ваш город

( )?

Как выбрать гаражные секционные ворота, если вы в этом ничего не понимаете

Эта статья для тех, кто не имеет опыта в покупке и эксплуатации секционных ворот. Здесь описаны основные конструктивные отличия ворот разных марок и серий. Перечислены некоторые варианты комплектации. Всего 6 аспектов, на которые нужно обратить особое внимание при покупке ворот.

  1. Варианты уравновешивающего механизма
  2. В чем отличие сэндвич-панелей
  3. Чем отличаются разные типы роликов
  4. Из какого материала нижний и верхний уплотнители
  5. Кто установит купленные ворота?
  6. А что будет, если ворота сломаются?

Варианты уравновешивающего механизма

Уравновешивающий механизм — неотъемлемая часть конструкции секционных ворот.
Благодаря ему ворота любых размеров можно открыть и закрыть вручную, не прилагая больших усилий.

Существует несколько видов уравновешивающих механизмов, но в промышленных масштабах применяется всего два: с пружинами растяжения и с пружинами кручения. Они выполняют одну и ту же функцию — компенсируют вес полотна ворот, но делают это по-разному.

Механизм с пружинами растяжения
Механизм с пружинами растяжения
Механизм с пружинами кручения
Механизм с пружинами кручения

Механизм с пружинами растяжения располагается вертикально по краям проема ворот или горизонтально под потолком, вдоль направляющих. Как правило, он состоит из двух независимых друг от друга механизмов, каждый из которых за счет предварительного натяжения пружин стремится поднять свой край полотна ворот. Один механизм тянет полотно вверх, прилагая усилие с левой стороны ворот, а второй — с правой.

Механизм с пружинами растяжения
Механизм с пружинами растяжения

Поскольку механизмы работают независимо друг от друга, их усилие всегда не одинаковое. Из-за этого полотно ворот двигается с некоторым перекосом, что затрудняет ход и снижает ресурс некоторых элементов конструкции. Особенно страдают от этого ролики, при помощи которых полотно ворот перемещается под потолок при открывании.

Еще один минус механизма с пружинами растяжения — относительно низкий ресурс пружин. Пружины при работе на растяжение подвергаются усталостному износу, проще говоря — растягиваются и теряют заданное усилие. Вследствие этого, полотно ворот не фиксируется в открытом положении, а всегда стремится вниз. Конечно, эти механизмы поддаются регулировке усилия пружин. Но нужно делать это достаточно часто, не реже чем каждые полгода.

Есть и плюсы этого механизма. Ворота с пружинами растяжения можно установить на проем с очень низкой притолокой — от 100 мм. Второй плюс — цена ворот ниже на две-три тысячи, относительно таких же ворот, но с пружинами кручения.

Притолока
Притолока
Притолока - это расстояние от верхней точки проема до нижней точки потолка помещения.

Максимальный расчетный ресурс уравновешивающего механизма редко превышает 10 тысяч циклов открывания/закрывания ворот.

Механизм с пружинами кручения обычно располагается над проемом. Он состоит из одной или двух пружин кручения (в редких случаях бывает 3, 4 и более пружин). Особенность механизма в том, что пружина/пружины передают крутящий момент на общий вал, расположенный над проемом. По краям к валу жестко крепятся барабаны для намотки тросов. Тросы одним концом крепятся к барабанам, а другим — к нижней панели ворот. Взвод пружин кручения обеспечивает крутящий момент, достаточный для уравновешивания полотна ворот в любой точке движения. При чем, усилие от уравновешивающего механизма на полотно передается одинаковое с двух сторон. Поэтому полотно ворот при перемещении не перекашивает. Эксплуатация ворот проходит в комфортном режиме, а износ движущихся элементов происходит планомерно.

Механизм с пружинами кручения
Механизм с пружинами кручения

Рабочий ресурс закладывается при изготовлении ворот. Он может быть от 10 до 50 тысяч циклов открывания/закрывания ворот. Таким механизмом обязательно оснащаются ворота промышленного назначения.

Есть и минусы. Во-первых, минимальный размер притолоки: 170 мм — для ворот без автоматики и 240 мм — для ворот с электроприводом. Во вторых — цена. Ворота с пружинами кручения стоят на две-три тысячи рублей дороже, чем аналогичные ворота с пружинами растяжения.

В чем отличие сэндвич-панелей

На мировом рынке ворот и в России в частности широко распространены два конструктивно-отличающихся вида сэндвич-панелей: с завальцовкой внешнего и внутреннего листа стали и с терморазрывом.

Сэндвич-панели с завальцовкой
Сэндвич-панели с завальцовкой
Сэндвич-панели с терморазрывом
Сэндвич-панели с терморазрывом

Сэндвич-панели с завальцовкой внешнего и внутреннего стальных листов могут показаться более совершенным продуктом. При прочих равных условиях они несколько жестче панелей с терморазрывом. Но завальцованные края сэндвич-панелей являются прямым мостиком холода. Этот недостаток проявляется зимой и в межсезонье. В краевые зонах сэндвич-панелей сначала выпадает конденсат, затем образуется иней или наледь. Уплотнительные резинки между панелями обмерзают, теряют упругость и перестают обеспечивать герметичность в стыках. Тем самым проблема усугубляется — краевые зоны еще больше промерзают, появляются сквозняки, в гараже становится холоднее.

Промёрзший стык сэндвич-панелей
Промёрзший стык сэндвич-панелей

Такие панели можно беспроблемно использовать в регионах с теплым климатом, где столбик термометра редко опускается ниже нуля. В Западной Европе, например. Но если климат суровый, такой как почти по всей России, то использование панелей с завальцовкой сомнительно. Разве, что при установке ворот в холодный гараж, чтобы не было перепада температур в зимнее время года и не проявлялась проблема с обмерзанием краевых зон сэндвич-панелей.

Сэндвич-панели с терморазрывом не имеют мостиков холода. Их разработали для эксплуатации в регионах с холодным климатом, где зимой преобладают отрицательные температуры. Эти панели считаются энергоэффективными и именно их рекомендуют использовать в России согласно ГОСТ 31174-2017 (п. 5.1.9):

Сэндвич-панели с терморазрывом
Сэндвич-панели с терморазрывом
5.1.9 В зависимости от климатического района эксплуатации и выполнения требований 5.1.8 конструкции воротных систем для отапливаемых помещений рекомендуется выполнять на основе металлических трехслойных панелей с терморазрывом. Для формирования узлов примыкания полотен ворот к основному проему и полу рекомендуется применять окантовочные профили из комбинированных алюминиевых профилей, стальные листы с перфорацией, полимерные материалы (с армированием и без него), многокамерные уплотнители из термопласта или ПВХ-материала по периметру полотна, дополнительные внешние контуры уплотнения, а также другие конструктивные элементы, влияющие на теплотехнические характеристики ворот в целом (см. приложение Д).

Однако, в конкурентной среде бытует мнение, что сэндвич-панели с терморазрывом подвержены расслоению. И отчасти это действительно так. Каждый производитель изготавливает сэндвич-панели с терморазрывом по-своему. В России можно встретить два варианта сэндвич-панелей с терморазрывом.

Сэндвич-панели, подверженные расслоению
Сэндвич-панели, подверженные расслоению
Сэндвич-панели, не подверженные расслоению
Сэндвич-панели, не подверженные расслоению

Из схемы видно, что сэндвич-панели с терморазрывом бывают разные. В зависимости от геометрических особенностей конструкции, панели могут быть подверженными расслоению, а могут быть и не подверженные. Это сильно зависит от геометрических характеристик панелей. Если сопряжение двух панелей происходит в виде конуса, то расслоению быть. А если панели сопрягаются под прямым углом, то для расслоения нет причин.

Расслоение сэндвич-панелей
Расслоение сэндвич-панелей

Однако стоит отметить, что даже подверженные расслоению сэндвич-панели могут прослужить десятилетия и не изменить свою геометрию. Практика показывает, что расслоение панелей чаще всего происходит у ворот темных цветов, установленными на солнечной стороне сооружения.

Чем отличаются разные типы роликов

Перемещение полотна ворот из вертикальной плоскости в горизонтальную происходит при помощи роликов. Оси роликов крепятся к полотну, а сами ролики катаются по направляющим трекам. Ролики подвергаются существенным динамическим и статическим нагрузкам. Динамические нагрузки происходят при передвижении полотна ворот из закрытого положения в открытое и обратно. А статические нагрузки в большей степени существенны, когда полотно ворот находится в горизонтальном положении. Именно тогда роликам приходится выдерживать весь вес полотна ворот, чтобы полотно не упало.

У разных производителей применяются разные ролики. И хотя конструктивно они все очень похожи — ось, шарикоподшипник, пластиковая оболочка подшипника — есть важные отличительные особенности, которые влияют на плавность хода, шумность и на ресурс самих роликов.

Ролики с открытым подшипником
Ролики с открытым подшипником
Ролики со скрытым подшипником
Ролики со скрытым подшипником

Ролики с открытым подшипником конструктивно обречены на снижение ресурса роликов из-за попадания в подшипник абразивных материалов в виде пыли. Плавность хода при эксплуатации ворот постепенно снижается, а шумность наоборот — проявляется. Достаточно быстрый износ подшипников приводит к выходу из строя всей конструкции секционных ворот. Требуется замена изношенных элементов.

Поскольку износ роликов происходит постепенно, то незаметно для пользователя происходит увеличение нагрузки на весь уравновешивающий механизм. Постепенно теряется уравновешенность полотна. Возрастает нагрузка на ручной или автоматический привод. Все это чревато поломками, приводящими к дорогостоящему ремонту.

Почему производители ворот комплектуют свои ворота роликами с открытым подшипником? Да просто они несколько дешевле аналогичных роликов со скрытым подшипником. Разница в цене позволяет снизить себестоимость ворот и как следствие розничную стоимость примерно на тысячу-полторы рублей. Часто это позволяет выиграть конкурентную борьбу за покупателя. А потом производители еще несколько раз заработают на продаже роликов для замены изношенных. Можно сказать, что производителям это даже выгодно.

Ролики со скрытым подшипником с точки зрения ресурса, плавности хода и бесшумности являются лучшим вариантом. При нормальных условиях эксплуатации, ресурса роликов будет достаточно на весь срок службы ворот. А еще, они почти не требуют никакого технического обслуживания — не надо смазывать подшипники, протягивать, менять оболочку и т.д. Только периодическая смазка осей роликов в роликодержателях.

Смазка оси ролика в роликодержателе
Смазка оси ролика в роликодержателе

Минус этих роликов только в цене. Они на 20% дороже аналогов с открытым подшипником. Стоимость ворот в целом выше, но это только при покупке, если не учитывать эксплуатационные расходы.

Из какого материала нижний и верхний уплотнители

Нижний и верхний уплотнительные профили наряду с боковыми уплотнителями должны обеспечивать герметичность ворот в закрытом положении. Важно, чтобы уплотнители не теряли свою упругость в зимнее время. Чтобы этого избежать нужно знать из какого материала уплотнители сохраняют упругость круглый год, а какие можно использовать только в условиях теплого климата.

Нижний уплотнитель из PVC
Нижний уплотнитель из PVC
Нижний уплотнитель из EPDM
Нижний уплотнитель из EPDM

Нижний и верхний уплотнители из PVC (поливинилхлорид) при отрицательных температурах дубеют (теряют эластичность и упругость). Герметичность проема при закрытых воротах обеспечить не возможно.
Такие уплотнители допускается использовать в регионах с теплым климатом (Краснодарский край, Республика Адыгея, Калининградская область, Ставропольский край и т.д.).

Нижний и верхний уплотнители из EPDM (синтетический каучук) сохраняют упругость и эластичность даже при экстремально-низких температурах.
Такие уплотнители подходят для эксплуатации в Сибири, Якутии и даже на Таймыре. Но и в теплых регионах уплотнители из EPDM использовать целесообразно. В отличии от гибкого PVC они более упругие и обладают большим ресурсом.

К минусам уплотнителей из EPDM можно отнести более высокую стоимость относительно аналогов из PVC. На момент покупки ворот придется переплатить тысячу-две рублей. Однако, в долгосрочной перспективе эти потери многократно окупятся.

Кто установит купленные ворота?

Даже лучшие в мире ворота можно так установить, что они и дня нормально не проработают. И наоборот, даже самые слабенькие ворота класса «супер-эконом» можно установить так, что они отработают свой ресурс, а может даже и превзойдут расчетные показатели.

Все дело в монтажниках. Опытные мастера знают все возможные заводские огрехи и умело их исправляют. Где-то крепеж заменят, а где-то кронштейн подогнут или пружину подтянут. Для них это привычные рутинные действия. Им не нужны инструкции и подсказки специалистов. Они спокойно установят ворота в гараж за 3-4 часа.

Другое дело, когда за монтаж секционных ворот берутся люди без соответствующего опыта. Например, монтажники пластиковых окон или установщики стальных дверей. У них есть весь необходимый инструмент и возможно большой опыт в своей специализации. Но отсутствие опыта в установке секционных ворот отрицательно скажется или на времени установки, или на качестве, или и на том, и на другом. Практика показывает, что первый раз неопытные монтажники устанавливают секционные ворота от одного до двух дней. Некоторые элементы конструкции они собирают неправильно и не всегда это обнаруживается сразу.

А что будет, если ворота сломаются?

Секционные гаражные ворота — технически сложный механизм. Они состоят из сотен взаимосвязанных деталей. Элементы конструкции ворот подвергаются как статическим, так и динамическим нагрузкам. Поэтому, рекомендуется периодически проводить технический осмотр и сервисное обслуживание ворот.

Но что будет, если ворота все-таки выйдут из строя? Например, если полотно ворот случайно повредит автомобиль?

Ворота с повреждёнными панелями
Ворота с повреждёнными панелями

В такой ситуации понадобится произвести замену вышедших из строя элементов. В нашем случае точно придется заменить поврежденные сэндвич-панели и возможно понадобится заменить некоторые кронштейны, петли, ролики и т.д.

Дело в том, что некоторые производители секционных ворот не предлагают комплектующие в свободной продаже. Только под заказ через официального дилера. На практике это значит, что срок поставки от двух недель до двух месяцев, а цена часто сопоставима с покупкой новых ворот.

Поэтому, перед покупкой секционных ворот той или иной марки стоит проверить, есть ли комплектующие для этих ворот в свободной продаже и какой срок поставки. Для этого открываем поисковик и вводим запросы: «комплектующие для секционных ворот ХХХ», «ремонт секционных ворот ХХХ». Если становится очевидно, что при поломке купленных ворот никаких проблем с ремонтом не ожидается, то это шаг к покупке. В противном случае стоит задуматься и принять осознанное решение.

Резюме

Секционные ворота — продукт сложный и дорогостоящий. Осознанный выбор поставщика позволит избежать неприятных сюрпризов и лишних затрат. Поэтому еще раз кратко повторим основные моменты, на что стоит обратить внимание:

  1. Тип уравновешивающего механизма

    Пружины кручения намного превосходят пружины растяжения. Но стоимость ворот при покупке несколько выше.
  2. Тип сэндвич-панелей

    Для теплых гаражей рекомендуется использовать панели с терморазрывами.
  3. Тип роликов

    Ролики со скрытым подшипником прослужат намного дольше, чем ролики с открытым подшипником. Но стоимость ворот при покупке несколько выше.
  4. Из какого материала нижний и верхний уплотнители

    Уплотнители из EPDM обладают большей упругостью, они имеют более высокий эксплуатационный ресурс и не дубеют при отрицательных температурах, в отличие от уплотнителей из PVC.
  5. Кто установит купленные ворота

    Опытные монтажники выполнят работу быстро и исправят возможные конструктивные недочеты.
  6. А что будет, если ворота сломаются

    Можно заранее, еще до покупки ворот, узнать о возможных проблемах с ремонтом ворот выбранной марки.

Автор статьи:

Таран Александр ВитальевичТехнический директор ООО «ТД Мироград»

Сертифицирован в качестве эксперта-аудитора внутренних проверок системы менеджмента качества. Сертификат соответствия эксперта федерального агентства по техническому регулированию и метрологии "Международная система качества" № МСК.ОС1.Б02034Э1

Читайте также

Обратная связь

Тема Вашего сообщения
Прикрепить файл
Удалить прикрепленные
CAPTCHA

Здесь вы можете задать интересующие Вас вопросы, выразить свое мнение о качестве услуг или оставить предложение.
Мы рассмотрим Ваше обращение и свяжемся с Вами в течение трёх рабочих дней.

Подать заявку на сотрудничество можно здесь

Этот сайт использует cookie

Ознакомиться с политикой обработки персональных данных можно здесь

Вход в кабинет

Напомнить пароль

Подать заявку на сотрудничество и получить доступ в кабинет можно здесь

Восстановление

Войти в кабинет

Введите email указанный при регистрации.

Заявка на сервис

Запись на замер

Заявка на звонок